Нейролента - подборка новостей о нейронных сетях, ChatGPT

Дискуссия Хинтона, Суцкевера и Хассабиса о путях развития...

Дискуссия Хинтона, Суцкевера и Хассабиса о путях развития искусственного интеллекта (7 октября 2023 г.)

Два месяца назад, еще до всех событий вокруг OpenAI, состоялась очень интересная дискуссия о путях развития искусственного интеллекта нескольких ярчайших умов нашего времени, включая Джеффри Хинтона, Илью Суцкевера и Демиса Хассабиса, модерировал дискуссию знаменитый профессор Томазо Поджио. Обсуждались два ключевых вопроса: 1. Создание новых теорий, сравнивающих человеческий интеллект с большими языковыми / мультимодальными моделями и глубоким обучением в целом 2. Насколько нейронаука может помочь прогрессу в искусственном интеллекте, а искусственный интеллект - прогрессу в нейронауке? По ссылке есть полный транскрипт дискуссии.

Эта дискуссия рекомендуется для ознакомления всем психологам, психофизиологам и когнитивным нейроученым, которые размышляют о проблемах синтеза психологии, нейронауки и искусственного интеллекта, особенно для непосредственного "живого" контакта с главными интеллектуальными лидерами нашего времени, ведущими нас по прямому пути к AGI.

Интересна жесткая критика, с которой Хинтон и Хассабис обрушиваются на Хомского, причем Хассабис даже обвиняет его в том, что Хомский лично ответственен за торможение в развитии NLP (обработки естественного языка) – без влияния Хомского ChatGPT мог появиться раньше. Тут также можно вспомнить симметричное негативное отношение Хомского к ChatGPT, кроме того, тут мне также вспоминается критика Хомского со стороны отечественной психологии и психолингвистики (Алексей Алексеевич Леонтьев), которая оказывается когерентной позиции Хинтона и Хассабиса.

Обсуждается интересный момент, что эволюционно первично было движение, а потом возник язык, а c большими языковыми моделями мы идем в обратном направлении, "воплощая" в моторике (роботов) язык.

Обсуждается, что эволюция часто шла неоптимальным путем (см. книгу Гари Маркуса "Клудж"), беря в качестве материала именно те мутации, которые фактически возникали (а не лучшие потенциально возможные мутации), и из-за этого нам не нужно полностью копировать мозг (например, перенося в ИИ все сотни типов нейронов), а можно все оптимизировать, обобщив и сократив все переносимые в ИИ принципы работы биологического мозга. Мне кажется, это очень глубокая и верная мысль (ее высказывает Хинтон со ссылкой на Крика).

Обсуждается принципиальный момент: как ИИ позволит ускорить научные исследования ("AI-enabled science"), Демис Хассабис в качестве примера рассказывает про его "AlphaFold", предсказывающую пространственную структуру белка.

Важный сюжет – истинная творческость, Хассабис говорит, что два из трех уровней (интерполяцию и экстраполяцию) на пути к ней ИИ уже прошел, остался третий, самый сложный – когда ИИ должен будет выйти на уровень Пикассо и великих математиков. Хассабис считает, что этот третий уровень – не магия, он имеет свои конкретные психофизиологические механизмы, и в будущем мы создадим системы, которые воспроизведут этот третий уровень на искусственном носителе.

Дискуссия завершается размышлениями Хинтона, существует ли в биологическом мозге обратное распространение ошибки. Это ключевой вопрос в сюжете о нейроморфизации искусственного интеллекта. Хинтон говорит, что если бы он мог задать всего один вопрос будущей "всезнающей" GPT-20, то он спросил бы: "реализует ли мозг какую-то форму обратного распространения ошибки?"

Еще я обратил внимание, что из всех спикеров только Илья Суцкевер говорил о своем беспокойстве по поводу будущего создания сверхинтеллекта.
https://cbmm.mit.edu/video/cbmm10-panel-research-intelligence-age-ai