Врожденная грамотность и ИИ
Врожденная грамотность и ИИ.
Не могу похвастать прям абсолютной грамотностью, но уже давно (очень давно) пишу (и читаю) на "чувстве языка". Примерно так, как описывают этот самый феномен врожденной грамотности. Ошибки в тексте просто "режут" глаз, правила вспоминаются в последнюю очередь. Чтобы вспомнить, как правильно, я часто печатаю слово и просто смотрю на него. Если не помогает, лезу-таки в гугл. Но обычно помогает.
Как я понимаю, никакой "врожденной" грамотности нет и быть не может, а вот, похоже, врожденная способность к определенному виду памяти может вызывать такой эффект. Этакий подвид визуалов с акцентом на текстовые символы, если утрировать. Кто-то запоминает лучше и (похоже) на всю жизнь, кто-то не запоминает совсем (аудиалы? кинестетики?).
У этого явления может быть не только генетическая составляющая (типа такой родился), но и приобретенная способность.
Берется подходящая архитектура (хорошая визуальная память) и кормится данными (интенсивное чтение в определенном периоде). В какой-то момент нейросеть обучена и начинает сама определять, где правильно, а где "режет глаз". Без всякого знания правил. Тупо знает, как надо и все. Да, будут проколы: незнакомые слова (неполный датасет), "не" с причастиями (неполный контекст) и пр. Но в целом мне все это напоминает "чувство языка".
А тут оказалось, что эта самая хорошая визуальная память на текстовый контент, может быть обусловлена не только генетическим компонентом, но и формированием мозга в определенный период. Причем, раннее развитие и ранее чтение тут ни при чем, не надо путать подбор архитектуры и процесс обучения на датасете. Подготовка ребенка к чтению и письму не есть обучение чтению и письму. Хоть это и звучит контринтуитивно.
Подготовка(разработка) модели не есть обучение модели.
P. S. Возможно именно для людей с "врожденкой" (внимание, тут были кавычки) все эти коверканья слов выглядят особенно смешно и абсурдно. Я сам часто люблю этим пользоваццо, вызывая праведный гнев некоторых хранителей языка. Но для меня это не ашыпко, а скорее черный юмор. Прошу пардона, если задел чьи-то скрепы.
Ну и вот как избавиться от опечаток и заученных ошибок, непонятно. Пока набивал текст, наделал оных, каюсь.
И в школе я был чемпион по опечаткам и переставлению слогов при написании. Типа "мгоно" вместо "много". Надо изучить вопрос происхождения дисграфии.
Найдете ошибки, пишите в коментах, с удовольствием исправлю и переобучу сеть. Правда, пост не об этом.
P. P. S. А что делать тем, у кого нет "врожденной грамотности"(архитектуры, спец. вида памяти)? Помнить правила или использовать словари и спелчекеры - тут традиционный процедурный подход и классические базы данных.
Не могу похвастать прям абсолютной грамотностью, но уже давно (очень давно) пишу (и читаю) на "чувстве языка". Примерно так, как описывают этот самый феномен врожденной грамотности. Ошибки в тексте просто "режут" глаз, правила вспоминаются в последнюю очередь. Чтобы вспомнить, как правильно, я часто печатаю слово и просто смотрю на него. Если не помогает, лезу-таки в гугл. Но обычно помогает.
Как я понимаю, никакой "врожденной" грамотности нет и быть не может, а вот, похоже, врожденная способность к определенному виду памяти может вызывать такой эффект. Этакий подвид визуалов с акцентом на текстовые символы, если утрировать. Кто-то запоминает лучше и (похоже) на всю жизнь, кто-то не запоминает совсем (аудиалы? кинестетики?).
У этого явления может быть не только генетическая составляющая (типа такой родился), но и приобретенная способность.
Берется подходящая архитектура (хорошая визуальная память) и кормится данными (интенсивное чтение в определенном периоде). В какой-то момент нейросеть обучена и начинает сама определять, где правильно, а где "режет глаз". Без всякого знания правил. Тупо знает, как надо и все. Да, будут проколы: незнакомые слова (неполный датасет), "не" с причастиями (неполный контекст) и пр. Но в целом мне все это напоминает "чувство языка".
А тут оказалось, что эта самая хорошая визуальная память на текстовый контент, может быть обусловлена не только генетическим компонентом, но и формированием мозга в определенный период. Причем, раннее развитие и ранее чтение тут ни при чем, не надо путать подбор архитектуры и процесс обучения на датасете. Подготовка ребенка к чтению и письму не есть обучение чтению и письму. Хоть это и звучит контринтуитивно.
Подготовка(разработка) модели не есть обучение модели.
P. S. Возможно именно для людей с "врожденкой" (внимание, тут были кавычки) все эти коверканья слов выглядят особенно смешно и абсурдно. Я сам часто люблю этим пользоваццо, вызывая праведный гнев некоторых хранителей языка. Но для меня это не ашыпко, а скорее черный юмор. Прошу пардона, если задел чьи-то скрепы.
Ну и вот как избавиться от опечаток и заученных ошибок, непонятно. Пока набивал текст, наделал оных, каюсь.
И в школе я был чемпион по опечаткам и переставлению слогов при написании. Типа "мгоно" вместо "много". Надо изучить вопрос происхождения дисграфии.
Найдете ошибки, пишите в коментах, с удовольствием исправлю и переобучу сеть. Правда, пост не об этом.
P. P. S. А что делать тем, у кого нет "врожденной грамотности"(архитектуры, спец. вида памяти)? Помнить правила или использовать словари и спелчекеры - тут традиционный процедурный подход и классические базы данных.
Источник: Метаверсище и ИИще
2023-12-07 10:44:08